Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнеры

Городской проект "Школа Новых Технологий"






















Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube
Социальные сети

Система Orphus


Пояснительная записка к учебнику «Химия. Учебник для 8 класса»

Представляемый учебник открывает учебно-методический комплект (УМК) по химии для 8–9 класса общеобразовательной школы. Компоненты УМК прошли апробацию в учебном процессе ряда школ г. Москвы. Помимо учебника, в составе УМК издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» готовит к печати следующие издания:

  • Жилин Д.М. Химия : учебник для 8 класса
  • Тихомирова Н.А., Жилин Д.М. Дидактические материалы к учебнику по химии для 8 класса
  • Жилин Д.М., Тихомирова Н.А. Химия : методические рекомендации для 8 класса
  • Жилин Д.М. Химия : рабочая тетрадь для 8 класса
  • Жилин Д.М. Химия : лабораторный журнал для 8 класса
  • Жилин Д.М. Химия : учебник для 9 класса
  • Жилин Д.М. Химия : методические рекомендации и дидактические материалы для 9 класса
  • Жилин Д.М. Химия : лабораторный журнал для 9 класса
  • Жилин Д.М. Книга для чтения к учебникам химии для 8 и 9 классов
  • Жилин Д.М. Сборник задач по химии для 8–9 класса
  • Электронное приложение к УМК на компакт-диске.

Кроме того, УМК предусматривает использование открытых цифровых образовательных ресурсов, в первую очередь из коллекции ФЦИОР http://fcior.edu.ru.

Выполнение практических работ в рамках УМК опирается на оборудование, разрабатываемое и поставляемое лабораторией L-Микро, которое тоже можно будет рассматривать как часть УМК.

Сопровождение учебника организовано через сетевую методическую службу издательства, а также с использованием он-лайн авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).

Курс отталкивается от понятий «вещество» и «реакция». Такая схема максимально удовлетворяет дидактическому принципу сознательности и активности, позволяя вести обучение в зоне актуального познания. Учебник (как и курс в целом) базируется на химическом эксперименте. Практические и фронтальные работы, описанные в учебнике, являются базой для введения тех или иных понятий, а также средством контроля их усвоения. При выполнении химических экспериментов школьники получают базовый опыт, на основе которого в дальнейшем происходит осмысление химических теорий. На случай невозможности проведения эксперимента предусмотрен паллиатив: описание результатов экспериментов, иллюстрации экспериментов в учебнике, ссылки на видеозаписи экспериментов, включенных в CD-приложение, и использование иллюстраций и компьютерных моделей экспериментов в цифровых образовательных ресурсах Единой коллекции.

Эксперимент – основа деятельностного обучения в естественно-научной сфере. Материал учебника опирается на принципы развивающего обучения, то есть обучения, ориентированного на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие обобщенных способов действия и формирование навыков самостоятельной работы.

Порядок введения понятий выстроен в соответствии с дидактическим принципом научности, систематичности и последовательности в обучении. Предварительное введение используемых понятий строго отслеживается, причем каждому параграфу предпосылается список понятий для повторения со ссылками на соответствующие предыдущие параграфы. Также отслеживалась равномерность распределения понятий по параграфам. Весь понятийный аппарат учебника построен на основе Образовательного стандарта общего образования по химии.

В соответствии с принципом наглядности, учебник иллюстрирован схемами и фотографиями экспериментальных установок, веществ, результатов экспериментов и др. Всего в учебнике более 150 иллюстраций, имеется цветная вклейка.

В преподавании химии на первом этапе (8 класс) существует трудность в обеспечении научности в связи с высокой сложностью базовых химических понятий. В учебнике эта проблема разрешается следующим образом: понятия сначала вводятся на эмпирическом уровне, но при этом материал учебника постепенно подводит ученика к раскрытию содержания сложного понятия, в том числе и в режиме «открытия», с опорой на эксперимент, и только затем формулируется строгое определение понятия.

Для укрепления связи химических знаний с жизнью присутствуют домашние экспериментальные задания (рубрика «Домашний эксперимент»).

В учебнике (и курсе в целом) активно реализуется принцип дидактической спирали: от формирования базового опыта учащегося далее через знакомство с понятием к его развитию и обогащению, создающему предпосылки для дальнейшего обобщения и углубления знаний в старших классах.

Учебник в первую очередь призван максимально обеспечить взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Для этого в дополнение к учебному материалу в учебнике присутствует:

  • список понятий для повторения перед началом урока, который позволяет найти пробелы в знаниях, необходимых для понимания материала;
  • аппарат контрольных вопросов и заданий, который можно использовать непосредственно на уроке;
  • описания практических работ, избавляющие учителя от необходимости их надиктовывать;
  • вынесенные на поля определения и формулировки основных положений, к которым учитель может при необходимости отослать учащихся.

Учебник позволяет учащимся повторить и, при необходимости, освоить материал самостоятельно. Для этого учебный материал параграфа предусматривает:

  • контрольные вопросы в тексте параграфа для того, чтобы учащийся мог сразу отследить усвоение материала;
  • поля с вынесением на них ключевых определений и положений параграфа;
  • многочисленные примеры, иллюстрирующие те или иные понятия, а также примеры решения задач;
  • подробные алгоритмы решения типовых задач;
  • предметный указатель.

В учебнике присутствует ясная система навигации: книга печатается в две краски; на выделенной цветной полосе на полях размещены навигационные знаки, акцентирующие внимание учащегося. При этом на полях также повторены определения, которые следует запомнить. Описания опытов сопровождаются при необходимости предупреждающими знаками.

Навигационная система очень подробно объяснена в разделе «Как пользоваться учебником», который помещен в начале учебника, сразу после Предисловия. Специальные химические предупреждающие знаки описаны в параграфе по технике безопасности.

Автор учебника представляет научную школу МГУ им. М.В. Ломоносова. Это позволяет органично связать эксперимент с научным аппаратом курса химии на основе дидактической спирали.

Содержание учебника удовлетворяет Образовательному стандарту основного общего образования по химии и Примерной программе основного общего образования по курсу «Химия». Информация, которая не входит в Стандарт, но при этом интересна учащимся и важна из мировоззренческих или практических соображений, вынесена в параграфы для факультативного изучения. Они находятся в конце учебника, чтобы не нарушать целостность изложения. В качестве факультативных предлагаются следующие темы: теория цвета, кристаллогидраты, огнеопасность и тушение пламени, реакции сложных веществ с кислородом. Этот материал способствует возникновению интереса к научному познанию и усиливает мотивацию учащихся к дальнейшему изучению химии, а также выстраиванию межпредметных связей.

Поскольку учебник предполагает большой объем экспериментальной работы, он начинается с описания правил техники безопасности и обращения с лабораторным оборудованием (2 часа).

Далее следует раздел «Вещество и реакция» (13 часов). Он направлен на:

  • получение экспериментальных навыков в соответствии с требованиями Стандарта и необходимостью проведения экспериментальных работ в дальнейшем;
  • приобретение школьниками базового химического опыта, который послужит основой формирования необходимых личностных конструктов;
  • формирование у школьников базовых личностных конструктов и понятий в соответствии с требованиями Стандарта («вещество», «смесь», «реакция» и др.);
  • ознакомление школьников с терминами описания веществ и реакций и соотнесения их с реальными наблюдениями;
  • ознакомление школьников с различными веществами и формирование у них соответствующих ассоциативных связей.

В разделе «Основные понятия и законы химии» (13 часов) вводятся понятия «атом», «элемент», «химическая связь», «валентность», требуемые в соответствии со Стандартом. Углубленное изучение соответствующих понятий проводится постепенно, чтобы не перегружать школьников сложной информацией. В данном разделе эти понятия вводятся и используются ровно в том объеме, в котором они необходимы для изучения материала. При этом в дальнейшем все введенные понятия развиваются по принципу дидактической спирали от раздела к разделу.

В следующем разделе «Классы веществ и взаимосвязи между ними» (21 час) вводятся понятия, касающиеся классов веществ и химических реакций в соответствии с требованиями Стандарта. Здесь школьники получают ключевые знания о классификации и химических свойствах веществ, учатся записывать уравнения различных реакций, а также более глубоко и всесторонне усваивают типологию химических реакций, отрабатывают практические навыки химического эксперимента.

Раздел «Количественные соотношения в химии» (9 часов) направлен на формирование умений и навыков решения расчетных задач в соответствии с требованиями Стандарта. Раздел разбит на несколько параграфов, в которых отрабатываются методы и приемы решения задач. Для лучшего усвоения методов и приемов решения расчетных задач раздел включает практические работы, требующие расчетов по уравнениям реакций и служащих, помимо всего прочего, контрольным средством.

Завершает учебник раздел «Электронное строение атома и Периодический закон». Этот раздел позволяет подытожить пройденное в 8 классе. Он нацелен на наиболее полное раскрытие понятий, введенных в разделе «Основные понятия и законы химии», на обобщение и систематизацию материала. Вводимые понятия о строении атома и химической связи являются основополагающими в курсе химии в целом и способствуют дальнейшему осознанному усвоению материала. Таким образом, этот раздел готовит учащихся к изучению курса химии на системном уровне в 9 классе.

В девятом классе предполагается изучить следующие разделы.

  • Химическая связь и строение вещества. В 8 классе для этого раздела формируются пласты познания, связанные с разнообразными свойствами веществ, а также излагаются принципы их строения, типы химической связи и строение атома.
  • Электролитическая диссоциация и ионообменные реакции. Этот раздел основывается на базовых понятиях о строении вещества, заложенных в 8 классе и на личном опыте учащихся, полученном в ходе практических занятий. Актуализируются навыки составления уравнений химических реакций.
  • Окислительно-восстановительные реакции. Представляется нецелесообразным изучение этой темы в 8 классе по двум причинам. Во-первых, чтобы не создать у школьников путаницы между понятиями «валентность» и «степень окисления». Во-вторых, потому что корректное введение термина «степень окисления» требует уверенного использования понятия «электроотрицательность», а оно, в свою очередь, – сформированного к 9 классу понятийного аппарата теории строения вещества.
  • Предсказание хода химической реакции. В 8 классе у школьников формируется базовый экспериментальный опыт для соответствующих теорий. Также курс химии 8 класса подводит школьников к формулированию вопроса о предсказании направления реакции.
  • Основы химии элементов (металлы и неметаллы). Для понимания неорганической химии учащимся необходимы пласты познания, связанные со всеми типами реакций, в том числе и окислительно-восстановительными, которые изучаются в 9 классе.
  • Первоначальные представления об органических веществах. Этот раздел посвящен строению и базовым свойствам органических соединений требует понимания теории строения вещества на уровне 9 класса.
  • Химия жизни. Этот раздел основан на предыдущем, его цель связать знания, полученные на уроках химии, с их применением в жизни. В этом разделе, например, освещены вопросы о пище, реакциях нашего обмена веществ, лекарствах и химических удобрениях.

Комплект учебников за 8 и 9 классы полностью раскрывает содержание предмета, предусмотренного Стандартом по химии основной школы, и формирует целостную картину химического знания и подготавливает к дальнейшему изучению химии в старшей школе.