Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнеры

Городской проект "Школа Новых Технологий"
























Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube
Социальные сети

Система Orphus


Методические особенности УМК

Приобщение ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники, средств мобильной связи, цифровых устройств фиксации наблюдений, электронных образовательных ресурсов в начальной школе имеет ряд положительных сторон как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе.

Сформированные в результате обучения информатике в начальной школе универсальные учебные действия определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в социализации ребенка, органичное вхождении его в информационное общество. Данное обстоятельство нашло отражение в Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования, в инициативе «Наша новая школа».

  • Методическое пособие «ФГОС. Информатика. Примерная программа для начальной школы»
  • Учебники для 3 и 4 классов
  • Рабочие тетради для 3 и 4 классов с электронным приложением на компакт диске «Мир информатики» (части 1, 2, 3 и 4)
  • Практическое пособие «Работаем в среде Линукс»
  • Учебное пособие «Сборник творческих заданий на основе ИКТ»
  • Учебная книга для внеурочной деятельности «Путешествие Робота Вопросика в страну Информатики» в двух частях
  • Цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции www.school-collection.edu.ru к темам учебника
  • Методическое пособие для учителя
  • Он-лайн поддержка учителей, использующих учебно-методический комплект

Материал учебников разработан в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлен на формирование ИКТ компетентности школьников, отраженной в метапредметных результатах обучения учащихся начальной школы, а также основ предметного знания и практической деятельности, заложенных в предметные результаты по информатике, практики информационной самостоятельной деятельности, заложенной в личностных результатах обучения с учетом применения ИКТ во всех предметных областях начальной школы.

Авторы построили курс информатики нацеленный на достижение мета-предметных результатов обучения, в которых отражены:

  • активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Курс информатики, представленный авторами, обеспечивает достижение учениками следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Предметная область «Математика и информатика»:

  • овладение основами алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы,
  • представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Другие предметные области:

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В процессе освоения содержания курса информатики, а также информационной деятельности в других предметах авторы разработали наборы заданий, направленные на формирование готовности учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы основных понятий информатики и представлений об информационной технологии; (анализ, сравнение, поиск, оценка, структурирование информации, формирование, исполнение, анализ, алгоритма, управление программой)
  • обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности с использованием средств информационных технологий; (исследование, конструирование, проектные задания в группе, комплексное применение инструментов информационной деятельности)
  • коммуникативных и информационных умений; (электронная почта, поиск информации в Интернете, работа с программой, экранным интерфейсом, работа с внешними устройствами и цифровым оборудованием, подключаемым к компьютеру)
  • знаний об основах здорового и безопасного использования компьютера и информационных технологий в учебе и жизни. (правила клавиатурного ввода, организация компьютерного рабочего места, правила безопасной работы со сложным оборудованием, гигиена работы за компьютером, включение профилактической гимнастики в культуру здорового образа жизни)

Таким образом, в результате освоения курса, выпускник начальной школы приобретает важный личностный результат – готовность самостоятельно применять в учебе и жизни средства ин-формационных технологий и понятий информатики, а также возможность успешно осваивать курс информатики основной школы, в том числе и с учетом выбора увлеченным учеником курса информатики в качестве приоритета индивидуального образовательного маршрута.

УМК носит инновационный характер, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы младшего школьника, его познавательной активности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в учебную и внеурочную деятельность ребенка, а также формирование системно-информационного взгляда на мир. Он основывается на объективной оценке возрастных возможностей и образовательных потребностей учащихся младшего звена, в условиях компьютеризированной учебной деятельности, проведенной авторами комплекта.

Для усиления указанных выше подходов при решении задач информационной подготовки младших школьников учебник снабжен навигационными инструментами: навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на важных элементах структуры параграфа. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом.

Общая целевая установка УМК состоит в формировании элементов информационной культуры учащихся начальной школы, их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности, активности в информационной образовательной среде школы и открытой образовательной среде региона, подготовке к дальнейшему обучению информатике в основной школе. Важную роль для реализации целевых установок УМК играет готовность учителя использовать программное обеспечение, электронные ресурсы обучения, другие элементы учебно-информационной среды в условиях работы с детьми в компьютерном классе.

Реализация данной установки предусматривает решение задач:

  1. Развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
  2. Подготовка в области информационных технологий, обеспечивающая включение средств информатизации (компьютерное оборудование и программное обеспечение) в учебную и познавательную деятельность учащихся, формирование устойчивых навыков работы с текстовой, графической, табличной информацией, в том числе комплексно представлять учебную информацию в творческих работах (в среде презентаций), умений осуществлять поиск информации с помощью каталогов и справочников, в Интернете.
  3. Формирование начальных мировоззренческих системно-информационных представлений о мире, об информации и информационных процессах в обществе и технике, а также информационной природе познавательной активности человека.

Как известно, ведущим в период обучения на ступени младшей школы является наглядно-образное мышление, закладывается и требует направленного развития словесно-логическое мышление. Данное обстоятельство диктует необходимость такого построения курса, в котором акцент ставится на развитие детей, а также формируются основы их взглядов на мир, причем это делается на основе индуктивного подхода, при котором обобщения и абстракции базируются на большом конкретном практическом материале.

В случае курса информатики для начальной школы этому условию удовлетворяет трехзвенная структура курса Трехзвенная организация учебного материала предусматривает следующую последовательность тем содержания обучения:

  1. Компьютер, его устройства.
  2. Работа с устройствами компьютера и программными средствами. Информационные технологии (т.е. подготовка текста, работа с таблицами, обработка графики, электронная почта и просмотр веб-страниц, работа с каталогами и поиск информации, представление информации в форме презентаций, фото, аудио и видео фрагментов, использование компьютера для вычислений, управления компьютерными лабораториями, роботами и исполнителями, работа со средствами коммуникаций - электронной почтой, сайтами в Интернете).
  3. Основания информатики (информация и информационные процессы, понятия алгоритма, исполнителя, программы и программной среды управления исполнителем команд).
  4. Пронизывающая курс система заданий в форме исследования, сбора и представления информации, конструирования и проектирования на основе ИКТ.

Такая организация курса продиктована не соображениями о логических приоритетах в структуре учебного материала, а требованием природосообразности в обучении младших школьников, учетом механизмов интериоризации в русле теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина – Талызиной. Дети приходят на первый урок информатики с установкой на знакомство с компьютером, и пытаться отвлечь внимание детей от него нецелесообразно. Однако учебник комплексно охватывает все линии обучения и развития школьника информатике. Когда новизна компьютера в результате достаточного знакомства с ним пройдет, он начнет применяться во второй части курса, как инструмент для реализации моделей, алгоритмов, а также управления информационными процессами в среде электронных ресурсов. В этой части идет не только технологическая подготовка учащихся, но и формирование учебной деятельности с использованием компьютера – а это необходимое условие формирования информационной культуры. Затем, когда первичные элементы информационной деятельности сформированы и на нее можно опираться, акцент в обучении переносится на формирование понятий системно-информационной картины мира – информации, информационного процесса, алгоритма с опорой на компьютерные инструменты. В таком систематическом развитии информационная подготовка ведет к формированию информационной культуры, охватывающей знания, деятельность и ценности (убеждения) школьника. Таим образом данный УМК призван создать условия для формирования информационной культуры на уровне начальной школы, заложить основу формирования и развития личностных качеств, познавательной и учебной деятельности учащегося младшей школы в соответствии с требованиями новой российской школы, в контексте социально-экономической модернизации России, формирования информационного общества. Учебники из состава УМК отвечают следующему урочно-тематическому плану обучения в 3 и 4 классах с привязкой к систематической работе школьников с электронным приложением к урокам на компьютере (до 15 минут непрерывной работы с компьютером на уроке).

Структура параграфа учебника построена с учетом охвата в основном одного урока и включает помимо учебного текста встроенные в него упражнения, ориентированные на использование компьютера.

Описание новой темы в параграфе дается в привязке к реальным потребностям ребенка в учебе, жизни, в том числе отражает проникновение информационных технологий в профессиональную сферу. Каждый параграф включает иллюстрации к учебному тексту, основанные на фактологии в виде фотографий или экранного представления. В каждом параграфе предусмотрены примеры для выполнения на компьютере или коммуникаторе средствами стандартных приложений в операционной среде Windows, а также средствами открытых ресурсов в Интернете, а образовательных ресурсов, рекомендованных для системы образования на портале http://www.school-collection.edu.ru в соответствии с изучаемой темой

Использование компьютера поддержано двумя видами компьютерных заданий. Это задания с компакт-диска «Мир информатики», который является электронным приложением к УМК. Задания опираются на медиа поддержку параграфа.

Второй вид заданий – это компьютерные задания с использованием стандартных программных приложений на компьютере – «Рабочий стол», графический и текстовый редакторы, простейшее приложение по работе со звуком с использованием гарнитуры к компьютеру, программа-калькулятор, среда подготовки презентаций, браузер, почтовая программа. Вся учебная работа школьникам предусматривает наполнение личной папки на компьютере файлами ученика, которые объединены одной идеей проектной работы за два года обучения – формирование «Дневника наблюдений» за природой. Папка ученика наполняется файлами по мере выполнения им заданий к параграфам на протяжении двух лет обучения: графическими (фотографии наблюдений, отсканированные с помощью учителя рисунки, открытки, сконструированные в графической среде на компьютере); текстовыми (заметки, описания с фактическими данными и расчетами, сочинения, подборка стихотворений, загадок и поговорок), , звуковыми (запись чтения стихотворения, звуков природы), презентациями к проектному заданию. К учебникам авторами предусмотрены дополнительные рабочие тетради для помощи фиксации учебной работы школьниками, в которых дается план выполнения заданий к параграфу, пояснения и дополнительные инструкции, а также даются аналоги фрагментов тех параграфов, которые ориентированы на работу с компьютером для программ в операционной среде Линукс.

Все задания также поддержаны образовательными ресурсами (медиауроками, тренажерами, упражнениями) на компакт диске «Мир информатики», который является бесплатным приложением к курсу. Данный ресурс позволяет проводить ряд уроков в классе с компьютерным рабочим местом учителя, обеспеченным проектором или интерактивной доской, то есть фронтальная форма работы с компьютером, а также индивидуальной работой детей с цифровыми устройствами: коммуникаторами, мобильными телефонами, цифровыми камерами, сканером, принтером, диктофоном, различными цифровыми датчиками. При выполнении индивидуальных заданий на компьютере, работе с тренажерами, предлагается проводить занятия в компьютерном классе. Школа и учителя могут самостоятельно планировать смену формы фронтальной и индивидуальной для организации уроков информатики. Важно, что все уроки должны проходить с компьютерной поддержкой.

В конце каждого параграфа предложены вопросы и задания. Важно, что задания направлены на отработку умений и навыков с помощью задач в рабочих тетрадях, а так же средствами медиалекций с интерактивными опросами и тренажерами из состава компьютерных заданий электронного приложения к рабочим тетрадям на компакт диске «Мир информатики».