Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнеры

Городской проект "Школа Новых Технологий"






















Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube
Социальные сети

Система Orphus


Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации явилась разработка метода введения ресурсов ИКТ кабинета школы и цифровых образовательных ресурсов в систему развивающего обучения как средства обогащения учебно-познавательной деятельности, развитие мотивации учебной деятельности и самого педагогического процесса. Важнейшая задача - включение компьютерных инструментов и цифровых образовательных ресурсов в общую систему деятельности детей на регулярной основе для использования навыков, полученных на уроках информатики в других предметах в условия развития информационной образовательной среды школы.

Применение ИКТ помогает установлению содержательных связей между системой знаний, получаемых ребенком в повседневной жизни, процессе обучения в школе, и игрой как деятельностью, в которой складываются прогрессивные психические новообразования его личности, в том числе мотивы новых видов деятельности, не только осуществляемых с помощью компьютерных средств, но и таких традиционно ценных (например, желание учиться).

Для реализации курса «Информатика» на основе УМК необходимо наличие следующих компонентов:

  1. Компьютеры, расположенные в компьютерном классе (ИКТ-кабинет) и компьютерное рабочее место учителя с проекционным оборудованием, дополнительные цифровые устройства;
  2. Типовое программное обеспечение, применяемое школой, и цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции.
  3. Электронное приложение к курсу «Мир информатики» на компакт-дисках (прилагается к рабочим тетрадям);

Рассмотрим требования к каждой из этих компонент.

Требования к комплектации компьютерного класса

В школе компьютерный класс – это развивающее пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует ускорению развития ряда психических функций, формированию учащегося как самостоятельной личности, умеющей принимать решения и реализовывать их посредством манипуляций с компьютером.

Взаимодействие школьников начальных классов с компьютерами требует специальной организации зоны этого взаимодействия (в том числе средствами эргономики и дизайна), научно обоснованного его режима, а также полной, эффективной защиты детей от возможного неблагоприятного воздействия применяемой техники. Все это обусловливает целесообразность выделения в особую зону компьютерного класса, в пределах которого в соответствии с научно обоснованными гигиеническими нормами, психолого-педагогическими рекомендациями и методиками под руководством педагога проводятся занятия с детьми по специально разработанным программам.

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 10-15 компьютеров для школьников и одного компьютера для места педагога.

Минимальные требования к техническим характеристикам компьютера следующие:

  • Процессор – не ниже Celeron-900.
  • Оперативная память – не менее 64 Мб;
  • Монитор, выполненный по стандарту безопасности TCO-99 – не менее 15 дюймов;
  • Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной памятью – не менее 16 Мб;
  • Аудиокарта – не ниже Sound Blaster Vibra 16;
  • Жесткий диск – не менее 10 Гб;
  • Устройство для чтения компакт дисков – не ниже 32х;
  • Клавиатура;
  • Мышь;
  • Акустическая система;
  • Принтер на рабочем месте учителя;
  • Проектор на рабочем месте учителя;
  • Дополнительно (желательно) – графические планшеты на рабочих местах учащихся, сканер на рабочем месте учителя, цифровой фотоаппарат.
  • Возможно объединение компьютеров в локальную сеть
  • Выход в Интернет

Для выполнения заданий по курсу информатики с интеграцией (продолжением выполнения конструкторских, проектных заданий, наблюдений и экспериментов) на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и музыки, математики, русского языка и литературного чтения, а также в рамках внеурочных или дополнительных занятий, помимо компьютерной техники и указанного программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов необходимо использовать оборудование для выполнения этих заданий в материале (цветная бумага, текстиль, фломастеры, краски, др.), а также цифровое оборудование: цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, видеокамера, графический планшет, сканер, принтер, веб-камера, диктофон, проектор.

Требования к программному обеспечению компьютеров

Компьютеры, которые расположены в ИКТ кабинете, имеют операционную систему Windows или Linux.

Компьютер в ИКТ кабинете обычно оснащается всеми про-граммными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.

Предполагается объединение компьютеров в сеть, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов, в том числе для электронного приложения на компакт-дисках «Мир информатики».

Организация работы с компьютером в рамках изучения курса информатики на основе предложенного УМК предусматривает:

  1. Работу на компьютерном рабочем месте учителя с использованием проекционного оборудования, Интернет, цифрового оборудования и цифровых образовательных ресурсов в учебном классе во время урока под руководством учителя;
  2. Работу в компьютерном классе, в том числе в локальной сети, как с делением на две группы, так и в бригадной форме – 1 компьютер на группу учеников (2-3 ученика);
  3. Во внеурочной работе, кружковых занятиях, на дополнительных занятиях в ИКТ- кабинете при самостоятельных занятиях с компьютером под руководством педагога
  4. На домашнем компьютере или на компьютерах открытого доступа в школе под контролем наставника, родителей;

Специфика работы учителя информатики с детьми младшего школьного возраста

Данная образовательная программа может быть успешно освоена, если она органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие и обучение каждого школьника.

Урок информатики с детьми младшего школьного возраста должен проводить учитель, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила использования компьютеров в школе, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для детей, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, учитель должен хорошо знать их возрастные анатомо-физиологические, психические особенности.

Ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста становится учебно-познавательная деятельность, постепенно вытесняя игру, однако игра еще долго будет играть важную роль в формировании социальных качеств, мотивации, мышления ребенка, поэтому особое внимание необходимо обратить учителю на исследовательские, конструкторские и проектные работы детей в составе УМК в процессе овладения ими основами информационной культуры на межпредметной ос-нове.

Работа педагога включает следующие направления:

  1. Работа со школьниками. Учитывая особенности школьников, разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности - компьютерным играм и изучению начал информатики. Совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр.
  2. Работа с другими учителями для установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе со школьниками.

Построение каждого урока информатики имеет свои особенности. Занятие с одной группой класса, включающее также выполнение компьютерных заданий на компакт-диске «Мир информатики» или деятельность школьников за компьютером со стандартными компьютерными приложениями, освоение новых знаний по началам информатики, обучающую игру, профилактическую гимнастику, длится не более 45 мин. При этом школьники могут присутствовать за компьютерным экраном не более 15 минут.

Основная цель педагога — не освоить ту или иную компьютерную программу со школьниками, а использовать ее содержание для развития умений и навыков конкретного школьника и приобщения его к информационной культуре. А этого можно достигнуть, если сам школьник с удовольствием выполняет задания учителя.

Педагог должен умело переключать внимание школьника с технологических аспектов выполнения компьютерных заданий на содержательные и особо подчеркивать достижение ребенком правильных результатов, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных целей.