Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнеры






















Социальные сети

Система Orphus


Межпредметные аспекты использования УМК естественно-математического образования в информационной среде школы

Развитие процессов модернизации структуры и содержания российского образования потребовало новых механизмов интегрированного обучения детей по всем предметам с использованием ИКТ.

Основанием этому служат такие результаты в области информатизации школ, как:

  • создание в каждой школе России полноценной информационной среды включающей Интернет, технические, технологические, а с 2008 года – и софтверные решения – единые для всех школ
  • обучение основного контингента педагогов страны базовым ИКТ-компетентностям
  • создание на основе нового стандарта по информатике системного УМК по информатике, охватывающего все ступени обучения и являющегося на сегодня гарантом формирования ИКТ-компетентности выпускника школы уже на основной ступени школьного образования. Появилась необходимость рассмотрения курса информатики не только как гаранта формирования ИКТ-компетентностей учащихся, но и как средства развития информационной активности школьников – их готовности включаться в информационную деятельность, обучаясь в любом предмете.

Все эти составляющие потенциала информатизации школы могут рассматриваться как механизм реализации важнейшей задачи школьного образования – интеграции предметного обучения школьников и лежат в основе методик обучения в комплексе предметов естественно-математического образования.

В настоящее время школьное информационное образование рассматривается обществом как часть информационной культуры. Оно служит основой для формирования готовности молодежи к использованию цифровых услуг общества, предоставляемых страной. В этом просматривается еще одна значимая роль школьного предмета Информатика и ИКТ - социальная.

Такой взгляд на предмет предусматривает его влияние на комплексное развитие трех направлений информационной деятельности в школе:

  1. эффективное использование и развитие информационной среды как каждой школы, так и информационного пространства региона в целом;
  2. системное наращивание кадрового потенциала педагогов всех школ в сфере ИКТ по профилям конкретной школы;
  3. как результат - формирование и встраивание в работу школы новых методических технологий, позволяющих каждой школе гарантировать семье и обществу адекватную вре мени социальную и информационную активность выпускников, их конкурентную способность в новом информационном мире.
Таким образом, задачи курса информатики расширилась – они направлены на формирование не только чисто предметных компетенций, но и на развитие новой для детей информационной деятельности в партнерстве с педагогами и родителями и ее включение на регулярной основе в общеучебную, познавательную, досуговую деятельность детей в школе на всех ступенях школьного образования.

Тесная связь информатики и математики обеспечили синергизм математического образования, поддержанного на регулярной основе непрерывным курсом информатики.

УМК БИНОМ опирается на информационно-математические инвариантные опоры – инструменты мыслительной и инструментальной деятельности школьников в системе обучения по физике, химии, биологии, естествознанию, которые наращиваются по ступеням образования:

  • схемы и таблицы (информационные структуры);
  • множества и отношения (видовое разнообразие);
  • логические и алгоритмические инструменты исследования (индукция и дедукция, формализация, корреляции, связи, закономерности);
  • понятие системы (система счисления, информационная система, система единиц измерения, система координат, периодическая система, систематика растений и животных);
  • изучение моделей на основе синтеза и анализа (модель строения атома, модель фотосинтеза и биосинтеза белка, материальная точка, математический маятник, модели молекул химических соединений, модель идеального газа и др.).

На каждой ступени образования у учащихся формируется гарантированный результат, формирующий инструменты мыслительной и практической деятельности школьников с опережением, то есть стоящих на пороге развития, но на основе этих инструментальных качеств учащиеся могут более эффективно получать знания по предметам ЕН на следующей ступени образования. Это инструментальные качества, определяющие деятельностный подход в естественнонаучном обучении детей:

  • начальная ступень: сформированы элементы логического мышления, понятия система и модель;
  • основная ступень: усвоены основы алгоритмического мышления, категории систематизации и моделирования в формировании опыта исследовательской деятельности введены в общеучебную практику;
  • старшая ступень: сформирована культура ЕН исследования как ключевого инструмента перехода к профессиональному образованию выпускника школы.

Этот набор компетенций учащихся можно назвать системным эффектом реализации УМК естественнонаучного цикла.

Итогом формирования опережающих инструментальных качеств на основе математики и информатики в естественнонаучном обучении становится формирование опыта исследовательской деятельности детей, являющегося основой для вхождения выпускника школы в профессиональное образование.