Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Социальные сети
Видеоафиша

Система Orphus


Олимпиадная информатика

Кирюхин Владимир Михайлович Кирюхин Владимир Михайлович
Член Центрального оргкомитета ВсОШ Минобрнауки России, Председатель Центральной предметно-методической комиссии по информатике, лауреат Премии Президента РФ в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор Российской Академии Естествознания, к.т.н., доцент кафедры «Информатика и системы управления» НИЯУ МИФИ.
Тема лектория: Олимпиадная информатика
E-mail: vkiryukhin@nmg.ru | Форум: Кирюхин В. М. | Видеолекции

Внимание!
Распоряжение об организации работы в подготовке заявки Российской Федерации на проведение в 2016 году г. Казани Республики Татарстан (Татарстан) 28-й международной олимпиады по информатике.
Распоряжение

Встреча с Д.А. Медведевым медалистов международных олимпиад школьников
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и комплекс мер по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
Открытые дистанционные курсы самоподготовки по олимпиадной информатике


Открыт набор региональных команд в Компьютерный лагерь информатики и коммуникаций "Эльбрус" (на смену в августе 2013). Приглашаются региональные команды школьников- олимпиадников с тренерами-педагогами. Информационное письмо, стоимость путевки и правила регистрации смотрите на сайте: http://www.kbrcde.ru/?Page=lksh_2012


НИЯУ МИФИ сообщает, в соответствии с п. 19 Порядка проведения олимпиад школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285 (в ред. приказов Минобрнауки России от 04 сентября 2008 г. N 255, от 20 марта 2009 г. N 92, от 06 октября 2009 г. N 371, 11 октября 2010 г. N 1006) в части предоставления льгот призерам и победителям: « в случае предоставления льготы победителям (призерам) олимпиад III уровня образовательное учреждение обязано предоставить льготу того же или более высокого порядка также и победителям (призерам) олимпиад I и II уровней». В соответствии с п. 3 перечня льгот, предоставляемых победителям олимпиад школьников, при поступлении в НИЯУ МИФИ в 2012 году: «победители олимпиад школьников по физике 1-го, 2-го и 3-го уровней зачисляются без вступительных испытаний на все специальности и направления подготовки факультетов А, Т и Ф московской площадки НИЯУ МИФИ». Это означает, что призеры олимпиад школьников по физике 1-го и 2-го уровней имеют такую же льготу как и победители олимпиад школьников по физике 3-го уровня – быть зачисленными на факультеты А, Т и Ф без вступительных экзаменов.


Приказы МОН РФ о Всероссийской олимпиаде школьников

Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников:
Приказ Минобрнауки России № 1252 от 18 ноября 2013 г.

Приказ об утверждении состава центральных предметно-методических комиссий всероссийской олимпиады школьников:
Приказ Минобрнауки России № 27 от 20 января 2014 г.

Положение о Всероссийской олимпиаде школьников в редакции приказа Минобрнауки России от "07" февраля 2011 г. N 168:
Приложение к приказу № 168

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июня 2011 г. N 2064 г. Москва "Об утверждении Порядка формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам":
Приказ Минобрнауки России № 2064 от 27 июня 2011 г., Москва
Приказ Минобрнауки России № 197 от 14 февраля 2011 г. о составе ЦОК ВсОШ с приложением


Сайт лектория разработан для обеспечения онлайн взаимодействия с наставниками олимпиадной подготовки по информатике со стороны Методического центра олимпиадной информатики (МЦОИ), созданного в 2004 году по инициативе Минобразования России (директор центра – Цветкова М.С.).

Информационную поддержку работы МЦОИ с 2006 года осуществляет издательство БИНОМ. В рамках партнерства издательством выпускается серия книг, посвященных олимпиадной информатике и программированию. С библиотекой олимпиадной информатики можно познакомиться на сайте лектория и в каталоге издательства http://lbz.ru/books/234/. Основные задачи МЦОИ – это методическая поддержка наставников олимпиадного движения по информатике по вопросам методического обеспечения школьного учителя и тренера вуза, их тесного партнерства в работе с талантливыми информатиками, этапах и месте олимпиадной подготовки в системе общего образования с 5 по 11 классы. Важное место в работе МЦОИ занимает участие в разработке нормативной документации и регламентов проведения этапов Всероссийской олимпиады по информатике, организация согласования проектных материалов с членами Центральной предметно-методической комиссии по информатике Всероссийской олимпиады школьников. Особое место в методической работе занимает формирование рекомендаций по организации самоподготовки школьников к олимпиадам по информатике и критериям оценки своих достижений, анализ новых образовательных методик на основе развивающего обучения, обобщение опыта за олимпиадный год, подготовка материалов для обмена опытом на Международной олимпиаде по информатике, участие в Конференции IOI.

Важной ежегодной работой МЦОИ является подготовка и проведение ежегодного семинара >и выставки книг для сопровождающих и педагогов региона в рамках заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике. К партнерству приглашаются IT компании и СМИ. С репортажами и интервью с победителями можно ознакомиться на сайте Лектория.

Приглашаем наставников олимпиадной информатики из регионов страны к участию в авторском форуме с Председателем Центральной предметно-методической комиссии по информатике, научным руководителем МЦОИ, В.М. Кирюхиным. МЦОИ проводит выездные семинары (по приглашению стороны) по развитию системы олимпиадной подготовки в регионах страны и за рубежом. За последние 5 лет были проведены семинары в Новосибирске (2007 и 2008 г.г.), Новгороде (2007 г.), Иркутске (2007 г.), Петрозаводске (2004 и 2008 гг.), Нальчике (2009 г.), Баку (Республика Азербайджан 2010 г.), Перми и Казани (2011 г.). В одном из номеров интернет-газеты Лаборатория знаний написано про Олимпиадную информатику.

Приглашаем авторов книг по олимпиадной информатике к сотрудничеству. Предложения направлять на адрес: ekaterina@LBZ.ru секретарю МЦОИ – Екатерине Башлаковой.


Библиотека олимпиадной информатики
Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике : всероссийская олимпиада школьников Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике : всероссийская олимпиада школьников
Авторы: Кирюхин В. М.
Год издания: 2012

Оглавление
Фрагмент
Купить книгу в интернет-магазине

В книге рассматриваются вопросы организации и проведения всех этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике. Описывается методика подготовки к ним как в рамках школьного курса информатики, так и в системе дополнительного образования с учетом индивидуальных траекторий творческого развития школьников. Предложены программы подготовки к олимпиадам по информатике совместно с путеводителем по олимпиадным задачам, полным перечнем соответствующих печатных изданий и интернет-ресурсов. Приведены все нормативные документы, регламентирующие права и обязанности организаторов и участников олимпиады.

Книга предназначена для учащихся 5–11 классов, интересующихся олимпиадами по информатике, их родителей, учителей общеобразовательных школ, наставников и педагогов системы дополнительного образования, работающих с талантливыми школьниками.

Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады
Авторы: Кирюхин В. М., Окулов С. М.
Год издания: 2007

Оглавление
Фрагмент
Купить книгу в интернет-магазине

Приведен анализ решений задач 18 международных олимпиад по информатике для школьников (1989–2006 гг.). Основной акцент сделан на обсуждении методики решения задач и на самостоятельной подготовке школьников (студентов) при решении задач по олимпиадной информатике.

Книга предназначена для школьников и студентов, увлекающихся информатикой и желающих сделать информатику своей профессией, а также для преподавателей информатики, не ограничивающихся в своей работе рамками стандартных образовательных программ.

Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе : методическое пособие Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе : методическое пособие
Авторы: Цветкова М. С., Курис Г. Э.
Год издания: 2008

Оглавление
Фрагмент
Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
Купить книгу в интернет-магазине

В методическом пособии рассматриваются вопросы использования комплекса виртуальных лабораторий: Переливания, Переправы, Взвешивания, Перестановки, Разъезды, Черный ящик. Все лаборатории – это компьютерная алгоритмическая среда с автоматической проверкой решений ребенка. Заложена открытая коллекция из 100 задач (банк задач), а также предоставлен для учителя редактор задач, благодаря которому можно пополнять как банк задач, так и эталонные решения с оценкой. Каждая виртуальная лаборатория снабжена библиотекой задач трех уровней сложности и демонстрационными версиями.

Это ресурс обеспечивает компьютерную поддержку изучения тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику в курсе информатики и математики, охватывающем начальную ступень и пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы).

Рекомендуется для организации занятий с ребятами, проявляющими интерес к информатике, а также для организации школьной олимпиады для учеников начальных классов по информатике, школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике для 5-6 класссов.

Адрес ресурса: http://school-collection.edu.ru, раздел «Информатика», 2-6 классы, выбрать «Интерактивный задачник по информатике для 2-6 классов»


Статьи на международной коференции IOI-2007 (Загреб) и IOI-2010 (Торонто)

Журнал IOI Вып. 5
Vladimir M. Kiryukhin, Preparing for the IOI through Developmental Teaching
Журнал IOI Вып. 4
Vladimir M. Kiryukhin, Mutual Influence of the National Educational Standard and Olympiad in Informatics Contents
Vladimir M. Kiryukhin, Marina S. Tsvetkova, Strategy for ICT Skills Teachers and Informatics Olympiad Coaches Development
Marina S. Tsvetkova, The Olympiads in Informatics as a Part of the State Program of School Informatization in Russia
Журнал IOI вып. 1
Vladimir M. Kiryukhin, The Modern Contents of the Russian National Olympiads in Informatics


Методические рекомендации по проведению олимпиады

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по информатике, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Подробнее

Становление системы развития одаренных детей по информатике в России. Всероссийская олимпиада школьников
Организационно-методические вопросы олимпиадной подготовки одаренных школьников в рамках Всероссийской олимпиады школьников по информатике
Примерная программа по олимпиадной информатике


Методические рекомендации по организации подготовки участника олимпиады

Для формирования траектории развития талантливого школьника рекомендуется опираться на критерии оценивания его продвижения в олимпиадной подготовке. Критерии оценивания сформированы на основе оценки современных тенденций и международного опыта олимпиадного движения с учетом развития тематики олимпиадных задач, технологии структурного программирования и систем программирования, ориентированных на требования к ним, зафиксированные в рекомендациях для Всероссийской олимпиады школьников по информатике и правилах IOI (международной олимпиады по информатике). Анализ успешности обладателей первых десяти золотых медалей на IOI за последние пять лет также позволил сформулировать ряд критериев – особенно в части технологической умелости школьников.

Вопросы по организации школьных факультативов по олимпиадной информатике Вы можете обсуждать на форуме данного лектория.

Ниже на сайте лектория предложены материалы: полезные ссылки, обзор библиотеки олимпиадной информатики, статьи о наставничестве в олимпиадном движении по информатике.

Вы можете предлагать методические материалы в издательство БИНОМ для рассмотрения их включения в учебные или методические пособия по развитию талантливых школьников в области информатики. Для этого Вы можете обсудить материалы на форуме, а затем направить их в качетсве авторской заявки (сайт www.lbz.ru, раздел «Как стать нашим автором»).

Алгоритмика и олимпиады по информатике для 5-6 классов
Система подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по информатике в среде развивающего обучения
Система олимпиадной подготовки в России
Индивидуальный план олимпиадной подготовки
Методические рекомендации по организации подготовки школьников к олимпиадам по информатике


Методическое обеспечение олимпиадной информатики в школе

Одной из основных задач информатизации школы в системе профильного обучения школьников в области информатики является обеспечение эффективного использования в профильном самоопределении и в реализации траекторий индивидуального развития детей существующих и постоянно развивающихся образовательных ИКТ-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в сфере профильных интересов, в том числе школа-вуз, олимпиадное движение, инициативные конкурсы. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона в сотрудничестве с существующей в стране системой работы с талантливой молодежью позволит решить эти задачи в полном объеме. Немалую роль в этом процессе играет методическая поддержка педагогов и наставников, реализующих процессы профильного обучения в области информатики.

Подробнее


Библиотека олимпиадной информатики

В настоящее время появилась серия изданий, востребованных педагогическим сообществом и посвященных элективным курсам по информатике, информационным технологиям, в том числе и по олимпиадной информатике. Раздел школьной библиотеки по олимпиадной информатике является новым. Он предназначен не только для старшеклассников, выбравших соответствующий профильный курс обучения, но и для всех ребят, увлеченных этим предметом. Следует отметить, что за последние 5 лет в той или иной степени уже сформировалась информационная среда школы – появилась возможность через школьные ИКТ-ресурсы принимать участие в работе с дистанционными ресурсами в области информатики, а также в сетевых конкурсах и олимпиадах. В школах, где есть профильные классы, ориентированные на информатику, уделяется немалое внимание организации работы информационного школьного центра совместно с наставниками, формированию сетевых профильных сообществ школьников в территории, организации олимпиадного раздела школьного сайта и ряда других вопросов. Но вопрос, как помочь школьникам и педагогам-наставникам методически, остается актуальным.

Важную роль здесь играют учебно-методические издания по олимпиадной информатике, которые появились в последнее время. Особую роль в том деле принадлежит издательству «БИНОМ. Лаборатория знаний», которое с 2005 года реализует проект «Библиотека олимпиадной информатики» в сотрудничестве с большим авторским коллективом – членами Центральной методической комиссии Всероссийских олимпиад по информатике, авторами учебников по информатике, специалистами вузов. Важно отметить, что библиотека олимпиадной информатики ориентирована не только на старшеклассников и педагогов, но и на младших школьников и учащихся основной школы для использования в рамках уроков информатики, кружков, факультативов, компьютерных клубов.

Список рекомендуемой литературы по олимпиадной информатике
Презентация "Библиотека Олимпиадной информатики"

Данная серия изданий представляет собой новый раздел школьной библиотеки по олимпиадной информатике, включающий также учебно-методические комплекты по информатике. Эти книги позволяют обеспечить индивидуальные траектории развития детей, увлеченных информатикой.

Заказать наборы книг


Формирование новых разделов школьной библиотеки в условиях профильного обучения – библиотек олимпиадной информатики

Авторы: Кирюхин В.М., Цветкова М.С.

Представлен новый раздел школьной библиотеки по олимпиадной информатике, включающий также учебно-методические комплекты по информатике, обеспечивающие индивидуальные траектории развития детей, увлеченных информатикой.

Подробнее


Портал Всероссийской олимпиады школьников

old.rosolymp.ru

  • Всероссийская олимпиада школьников по информатике old.info.rosolymp.ru

Интернет-ресурсы олимпиадной информатики

Интернет-ресурсы для теоретической подготовки к олимпиадам:

http://www.intuit.ru/courses.html (сайт Интернет-университета информационных технологий);

http://ips.ifmo.ru/ (сайт Российской Интернет-школы информатики и программирования);

http://www.olympiads.ru/sng/index.shtml (сайт МИОО, МЦНМО, и оргкомитета Московской олимпиады по информатике для проведения дистанционных семинаров по подготовке к олимпиадам по информатике);

http://vzshit.net.ru/ (сайт Всесибирской заочной школы информационных технологий).

Интренет-ресурсы с коллекциями олимпиадных задач:

http://old.info.rosolymp.ru (сайт с самой большой в России коллекцией задач международных и всероссийских олимпиад по информатике с методическими рекомендациями по их решению);

http://www.olympiads.ru/moscow/index.shtml (сайт московских олимпиад по информатике);

http://neerc.ifmo.ru/school/russia-team/archive.html (сайт с архивом задач Всероссийских командных олимпиад школьников по программированию);

http://contest.ur.ru (сайт Уральских олимпиад по информатике);

http://www.olympiads.ru/ (сайт по олимпиадной информатике);

http://olimpic.nsu.ru/nsu/archive/2005/index.shtml (сайт открытой Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина).

Интренет-ресурсы с коллекциями олимпиадных задач и возможностью их тестирования в реальном масштабе времени:

http://acm.timus.ru/ (сайт Уральского государственного университета, содержащий большой архив задач с различных соревнований по спортивному программированию);

http://acm.sgu.ru (сайт Саратовского государственного университета, содержащий архив задач с системой онлайн-проверки);

Сайты интернет-олимпиад для школьников:

http://info-online.rusolimp.ru/ (сайт интернет-туров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике);

http://olymp.ifmo.ru/ (сайт городских интернет – олимпиад школьников Санкт-Петербурга);

http://neerc.ifmo.ru/school/io/index.html (сайт интернет-олимпиад по информатике, проводимых жюри Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию);

http://www.olympiads.ru/online/index.shtml (сайт московских онлайн-олимпиад);

http://olimpic.nsu.ru/acmSchool/archive/2006-2007/train2006/index.shtml (сайт тренировочных олимпиад школьников, поддерживаемый Новосибирским государственным университетом).

Олимпиадные сайты зарубежных стран:

http://acm.uva.es (сайт университета Valladolid с крупнейшей в интернете общедоступной коллекцией задач с возможностью проверки в реальном времени и проведения соревнований по программированию [59]);

http://train.usaco.org/usacogate (сайт подготовки к американским олимпиадам по информатике);

http://www.acsl.org (Сайт организации American Computer Science League, которая организует соревнования по программированию среди школьников);

http://www.topcoder.com/tc (сайт интернет-соревнований компании TopCoder);

http://www.inf.bme.hu/contests/tasks (сайт с большим количеством задач, предлагавшихся на соревнованиях по информатике во многих странах);

http://www.i-journals.org/olympiads_in_informatics/ (сайт международного журнала «Олимпиады по информатике» (Olympiads in informatics);

http://www.ut.ee/boi (сайт Балтийских олимпиад по информатике);

http://ipsc.ksp.sk (сайт ежегодных интернет-соревнований по командному программированию);

http://www.hsin.hr/coci/ (англоязычный сайт проведения Интернет-олимпиад в Хорватии);

http://uoi.kiev.ua (сайт украинских олимпиад школьников по информатике);

http://byoi.narod.ru (сайт белорусских олимпиад школьников по информатике).


Первая интернет-олимпиада по информатике в рамках Всероссийской олимпиады школьников

В последние годы интернет-олимпиады уже зарекомендовали себя как перспективная форма проведения интеллектуальных соревнований среди школьников, поскольку по охвату участников и доступности им нет равных. Но если в проведении инициативных интернет-олимпиад, организуемых отдельными вузами или коммерческими организациями с целью предварительного отбора на последующие очные соревнования, накопился достаточно большой опыт, то официальных интернет-олимпиад до недавнего времени не было.
Основные проблемы, которые связаны с приданием Интернет-олимпиаде официального статуса, заключаются в следующем. Во-первых, необходимо обеспечить действенный контроль за соблюдением участниками правил проведения олимпиады, чтобы переданные участником на проверку результаты являлись плодом именно его деятельности. Во-вторых, при решении олимпиадных задач все участники должны иметь по возможности равные условия, которые связаны и с используемым компьютерным оборудованием, и необходимым программным обеспечением. В-третьих, при проведении интернет-олимпиады должен обеспечиваться надежный и достаточно скоростной доступ к сети Интернет, чтобы эти факторы не оказывали решающего значения на результаты участников олимпиады. В-четвертых, программная среда проведения интернет-олимпиады должна иметь достаточно простой и понятный каждому участнику интерфейс, обеспечивать выполнение всех необходимых функций при решении олимпиадных заданий, а также удовлетворять всем требованиям по надежности и защиты информации от несанкционированного доступа.

Подробнее


Методические основы наставничества по олимпиадной информатике в России

В настоящее время все более знаковую роль в научно-техническом и культурном развитии стран играют информационные технологии, что вызывает острую потребность в высококвалифицированных кадрах в этой области. Во многих странах мира поставлена задача выявления талантливых детей в области информатики и развитие их творческого потенциала. Это вызвало необходимость совершенствования существующих методик обучения и разработки новых подходов к решению этой задачи с учетом научно-технологических достижений в мире и актуализации и развития накопленных педагогикой личностно-психологических подходов обучения талантливых детей. Не малую роль в решении этих проблем в России играет как система развивающего обучения, получившая широкое распространение в стране в 20 веке, так и особое внимание к развитию нового школьного предмета информатика со стороны государственных программ модернизации российского образования (Федеральная программа развития образования 2001-2010, ФЦП РЕОИС 2002-2005, ФЦПРО 2006-2010, Приоритетный национальный проект «Образование» 2006-2008), обеспечивающими реформу образования в школах страны, внедрение государственного образовательного стандарта с учетом проникновения в обучение новых информационных технологий.

Подробнее


Ветераны Центральной предметно-методической комиссии по информатике

Наставники по информатике