Методическая служба
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнеры













Социальные сети

Система Orphus


Система электронных УМК «Школа БИНОМ»

Портал системы электронных УМК «Школа БИНОМ»
Интернет-магазин электронных УМК
Демо-версия ЭУМК
Купить электронные учебники

Использование интерактивного мультимедийного учебника в учебном процессе, М.С.Цветкова
Электронный учебник: традиции + инновации, доступные каждому


Видеолекции про ЭУМК

Цветкова М. С. Информационно-образовательная среда «УМК-БИНОМ». [29-09-2011]
Цветкова М. С. Концепция электронного УМК. [26-04-2012]
Цветкова М. С. Перспективы развития информационной образовательной среды школы и место электронного УМК в ней. [30-05-2012]
Елизаров А. А. Тенденции развития и внедрения электронных учебников. ЭУМК «Школа БИНОМ». [18-10-2012]

Концепция электронного учебника: модель «открытые знания»

Среда электронных учебников представляет собой новое поколение электронных учебных материалов системно встроенных в информационную образовательную среду школы. Среда представляет собой систему электронных учебников, сформированную на основе интерактивных полиграфических образов учебников Федерального перечня учебников для всей ступени образования в школе, дополненных различными ссылками на электронные образовательные ресурсы в Интернете. Среда электронных учебников нацелена на работу с ней всех учащихся и педагогов школы в условиях активного использования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения, а также должна быть доступна ученикам на дому в рамках реализации политики формирования единого информационного образовательного пространства страны и учебной активности школьников в нем.

Электронный учебник – это часть информационной образовательной среды школы, реализованная в веб-представлении и объединяющая интерактивные электронные тексты учебников, разнообразные ЭОР к параграфам учебника, и все учебные пособия по предмету, рабочие тетради, тетради с контрольными работами в интерактивной электронном представлении, а также компьютерные лаборатории, тестовые среды, дополнительные источники, в том числе ссылки на сайты музеев и энциклопедий, электронные библиотеки и электронные книги, видеоматериалы к темам. Такой комплексный интерактивный ресурс – как среда «Электронный учебник» - является поддержкой для учителя на каждом уроке по предмету и позволит любому учителю стать дирижером (навигатором) урока с помощью интерактивного управления всего комплекса материалов к уроку, в том числе на интерактивной доске или на компьютере с экраном и проектором. «Электронный учебник» становится опорой для учащихся для обучения, развития, самообразования. Возможность учеников воспользоваться интерактивной системой УМК с помощью персонального планшетного компьютера, нетбука или стационарного компьютера на дому или в библиотеке школы (в месте доступа к ресурсам ИОС школы) поможет им не только интегрировать максимальное количество электронных ресурсов в урок, но и подойти к этому избирательно, организовать свою самостоятельную работу по удобному им маршруту, выбирая ресурсы по ссылкам, используя межпредметные ссылки, переходы на тексты рабочей тетради, практикума, ЭОРы, электронные тесты, тренинги, а также ссылки на полезные веб-ресурсы, доступные через Интернет.

При формировании системы электронных УМК основой является экран страниц параграфа, как прототип страницы полиграфического учебника, с учетом «оживления» в нем ссылок на веб-ресурсы и ЭОР. Важно, чтобы среда «Электронный учебник» несла в себе открытость ссылкам на новые электронные ресурсы, новые учебные материалы, в том числе авторские и ученические заметки, ссылки на источники, подготовленные ими файлы, а также выход на электронный дневник, электронную почту, сайт школы.

Для навигации по всем ресурсам внутри каждого УМК (по предмету для конкретного класса обучения) и между УМК по вертикальным (между предметами для одного класса обучения) и горизонтальным (между классами обучения для одного предмета – предметной линейки) связям предусмотрена система ссылок как инструмент работы учащегося с УМК в информационно-образовательной среде – навигация по ресурсам УМК, включая:

  • учебники;
  • учебные пособия;
  • практикумы/задания в рабочей тетради/задачнике;
  • электронному приложению к УМК;
  • ресурсы ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР (www.fcior.edu.ru и www.school-collection.edu.ru);
  • практикумы ГИА/ЕГЭ;
  • компьютерные практикумы (компьютерные лаборатории/цифровые лаборатории);
  • лабораторные эксперименты по предмету, видео эксперимент;
  • веб-ресурсы, сетевые сервисы, консолидированные отраслью на образовательном портале http://www.edu.ru (сайты школ, вузов, ссылки на электронные коллекции музеев, библиотечные коллекции, правовые базы данных, научные сообщества, дистанционные сервисы, сетевые конкурсы и олимпиады, социально-образовательные сети, интернет-конференции, школьные клубы и другие позитивные ссылки);
  • личное пространство на сайте школы или в «облаке» доступа ученика/учителя.

Этот принцип навигации реализован и в полиграфическом издании учебника. Таким образом, среда «Электронный учебник» имеет привычные для ученика принципы веб-интерфейса и идентичное представление текста параграфа на экране и в книге, что позволяет встраивать среду «Электронный учебник» в работу на уроке и в самостоятельную работу детей практически без специального предварительного обучения.

Структура описанной среды разработана компанией «Кирилл и Мефодий» совместно с издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний». Среда реализована на основе учебников издательства, медиауроков компании и открытых ресурсов в Интернете по предметам обучения. Главный экран такого учебника представлен ниже.

Демо-версия

Главный экран электронного учебника содержит следующие элементы:

  1. Кнопки-настройки вида страниц учебника (увеличить, уменьшить и др). Верхнее всплывающее меню, включающее группу персональных инструментов пользователя. Вызывается кнопкой с изображением «палочек», расположенной у верхнего края интерфейса;
  2. Панель электронных ресурсов к учебнику (слева);
  3. Изображение страниц учебника – электронных прототипов печатного учебника;
  4. Кнопки навигации (листания) по страницам «вперед» - «назад» (отображаются посередине на полях страниц учебника);
  5. Инструмент быстрой навигации и поиск по тексту учебника;
  6. Верхняя панель управления включает в себя возможность управления Материалами, а также переход к оглавлению учебника.

Среда является открытой системой для расширения инструментальных возможностей и обогащения контента не только разработчиком, но и пользователем (прикрепление личных файлов, ссылок, заметок и закладок) как в режиме работы онлайн, так и в режиме офлайн подготовки и отложенной доставки личных объектов в продукт по персональному логину паролю при активизации работы в продукте.

Эти средства работы в среде электронного учебника позволяют ученику обогащать его и настраивать на любой профиль обучения, сохраняя целостность материалов и учитывая их обновление и дополнение. Фактически, ученик может формировать в нем из года в год свое профильное портфолио, работая с нужными ему ссылками, пособиями, встраивая в ресурс свои наработки, фиксируя свои достижения, взаимодействуя с группой в профиле обучения и с педагогами, имея доступ к среде с любого устройства, подключенного к Интернету. Такая модель интегрированных учебных материалов с обратной связью и средой портфолио пользователя является новым инструментом школы информационного века. Она фактически становится новой моделью получения образования в школе – средой открытых знаний, которая может непрерывно обновляться, обогащаться новыми материалами, динамично меняться и жить вместе с учащимся в облачном ресурсе.Более полная информация о среде электронного учебника на основе УМК «Школа БИНОМ» представлена на сайте:
http://metodist.lbz.ru/partners/ .


Список публикаций

  1. Цветкова М.С. Комплексный подход к формированию приоритетных направлений электронных учебных материалов в системе общего и начального профессионального образования [Электронный ресурс] // Материалы научно-практической конференции "Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов", сайт "Образовательные электронные издания". 2002 г.
    http://www.eir.ru/comission.php?doc=/trudi/seminar31cvetkova
  2. Цветкова М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. Сборник трудов XVI конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. – М.: «БИТпро», 2006.
  3. Цветкова М.С. Перспективные направления системного развития комплекса УМК по информатике и предметам естественнонаучного цикла. Сборник трудов XVIII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. – М.: «БИТ про», 2008.
  4. Цветкова МС, Интерактивный УМК – системные интегратор традиционных и цифровых учебных материалов, с. 31-40 / Конференция ИТО 21 2011 г, Сборник лекций конференции, НИЯУ МИФИ, 2011 г,
    http://ito-xxi-2011.mephi.ru/index.php?do=info-view&id=16
  5. Цветкова МС, Электронный УМК – системный интегратор традиционных и цифровых учебных материалов / Журнал Профильная школа. - Москва, № 5 2012 год, с. 29-40
  6. Цветкова М.С. Концепция электронного учебника: модель "Открытые знания" / Международная Конференция ИИТО-2012 “ИКТ в Образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества» 13-14 ноября 2012 года – Москва, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Сборник трудов конференции. 2012 г.
  7. Цветкова М.С., Афанасьев А.А., «Новое поколение электронных УМК на основе их интеграции в информационную образовательную среду школы» /Конференция «ИТО 21» 22-3 октября 2012 года, сборник научных трудов, том 2. - НИЯУ МИФИ, 2012 г., стр . 88-94